Информационная безопасность
Программа обучения правилам безопасного поведения в Интернет - пространстве
Сроки реализации 2020 – 2023 гг.
Направление: формирование ИКТ- компетентности .
Исполнители программы:
Классные руководители 2-11 классов, учитель информатики и ИКТ, заместитель директора по УВР, психолог.
Цели и задачи программы:
Цели программы: формирование безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечение информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании и пропаганда безопасного поведения в сети Интернет.
Задачи программы:
1) формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
2) формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;
3) изучение с нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет;
4) профилактика интернет-зависимости, предупреждение рисков вовлечения подростков в противоправную деятельность посредством сети Интернет;
5) организация просветительской работы с родителями и общественностью.
6) Организация технического контроля безопасности.
Основные направления:
Разработка и внедрение эффективной модели организации процесса информатизации, включающей информационно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение.
Формирование и апробация инновационных подходов к информатизации школы.
Оснащение школы современными электронными учебными материалами.
Подготовка педагогических кадров к освоению и эффективному внедрению информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Обеспечение школы средствами информационных и коммуникационных технологий.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
Системный подход в решении задач построения в школе безопасной среды для доступа к сети Интернет:
1. обеспечит потребность учителя в постоянном повышении уровня своей квалификации и профессионализма по данному вопросу;
2. поможет родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье;
3. совместные усилия педагогов и родителей создадут рабочую среду ребенка и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.
Возможные риски:
Запрет доступа к негативной информации формирует у ребенка желание получить эту информацию.
Пояснительная записка
В наше время невозможно переоценить роль ИКТ в жизни как взрослых, так и детей. Они прочно вошел в нашу жизнь, неся не только доброе и вечное, но и определённый процент негатива, так как первая часть аббревиатуры ИКТ, а именно «информационно», непосредственно связана с поиском необходимых данных, наглядности в сети Интернет. По результатам проведенного «Лабораторией Касперского» опроса 47% родителей отмечают, что их дети сталкиваются с нежелательным контентом в Интернете. Остальные респонденты (53%) не знают, какой опасности подвергаются несовершеннолетние в Сети. Чаще всего родители хотят оградить своих детей от сайтов для «взрослых» (49%). Реже это компьютерные вирусы и шпионские программы (23%), а также недоброжелательно настроенные пользователи (15%).
Большинство опрошенных родителей ограничивают время пребывания детей в Интернете (86%), а также запрещают своему ребенку публикацию каких-либо личных данных в Сети (83%). «Результаты проведенного опроса свидетельствуют об актуальности проблемы защиты детей от нежелательного контента в Интернете. Каждый день появляется более 70 000 новых вредоносных программ, киберпреступники продолжают оттачивать мастерство социальной инженерии, и простого запрета со стороны родителей нередко недостаточно для того, чтобы оградить ребенка от опасных ресурсов.
Показатель времени пребывания детей в Интернете слишком высок, он и помог раскрыть тёмную сторону мировой сети. Анонимность Интернета и лёгкость в создании вымышленных личностей открыли широкую дорогу для сетевых хищников, воров личных данных, хакеров и других мошенников. Так как дети и подростки обычно не осведомлены о хитростях и техниках, которые эти "хищники" применяют, чтобы обмануть свои жертвы, и так как большинство используют интернет в повседневной жизни, то молодые люди рискуют в большей степени, чем другие пользователи Интернета.
Использование Интернета детьми без присмотра может привести к таким последствиям:
- В последнее время значительно участились случаи, когда программы - «дозвонщики» самостоятельно набирают дорогостоящие телефонные номера, создавая новое модемное подключение. Вы узнаете об этом только тогда, когда Вам приходит крупный телефонный счет.
- Дети очень любят общение в чатах. Однако при таком общении ребенку сложно увидеть истинное лицо человека, с которым они общаются. Если же такая виртуальная беседа приводит к личной встрече, последствия могут оказаться печальными.
- Дети рискуют, в одиночку посещая игровые страницы, так как множество из них являются пиратскими сайтами с большим количеством порнографической рекламы в виде всплывающих окон. Такие окна автоматически появляются на экране и часто содержат изображения, которые абсолютно не рекомендуются к детскому просмотру.
По имеющимся данным, в России более 9 млн. пользователей Интернета ещё не достигли возраста 14 лет. Из них 25% детей ходят в Интернет под присмотром родителей, 75% бороздят его просторы в свободном плавании. Причем оказалось, что 48% детской аудитории Рунета не сталкиваются с ресурсами нежелательного содержания. В то же время 39% детей просматривали порносайты, 19% - наблюдали сцены насилия, 16%- интересовались азартными играми, 14%- наркотическими веществами, 11%-экстремизмом или национализмом. Поэтому необходимо научить ребенка пользоваться Интернетом, уберечь его от виртуальных недоброжелателей и вполне реальных неприятностей.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих учащихся.
Данная программа рассчитана на период с 2017 по 2020 год.
Для организации безопасного доступа к сети Интернет в школе создана «Система контроля доступа к интернет ресурсам с контентной фильтрацией «СКДР-КФ»,которая включает следующие условия:
· Регламент по работе учителей и школьников в сети Интернет
· Правила использования сети Интернет
· Управление доступом.
· Управление списками ресурсов.
· Просмотр статистики обращений к ресурсам.
· Обеспечение физической безопасности.
· Инструкция о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет.
· Классификаторы информации, доступ к которой учащимся запрещен и разрешен.
· Автоматизированная система обеспечивает доступ к сетям ШПД и контроль доступа к интернет ресурсам.
Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.
1. Нормативно-правовая база
Программа разработана с учетом требований законов РФ:
· «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ от 29.12.2012г. № 273- ФЗ;
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
· «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10;
· Письмо Минобразования РФ от 13.08.2012 № 01-51-088ин "Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов общеобразовательных учреждений".
· Указ Президента России от 01.06.2012 № 761"О национальной стратегии действий в интересах детей" на 2012-2017.
· Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (ред. от 28.07.2012)
· Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности" Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (с изменениями и дополнениями)
· Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями).
· Доктрина информационной безопасности
· Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
· Федеральный список экстремистских материалов
2. Цели, задачи, основные мероприятия реализации программы
Цель: обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет)
Задачи:
· формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
· формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;
· изучение с нормативно-правовых документов по вопросамзащиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
· формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет;
· организации просветительской работы с родителями и общественностью.
Содержание программы
Одной из важных задач является создание и функционирование качественных интернет -ресурсов для детей. Сегодня крайне необходимо инициирование и создание новых «детских» ресурсов интернета в сфере образования и культуры. Чтобы интернет стал более безопасным для подрастающего поколения, сегодня необходима новая стратегия создания гуманного «детского» киберпространства.
Выработка единой стратегии безопасности возможна только совместными усилиями всех участников образовательного процесса: прежде всего педагогических работников (классных руководителей – без их помощи невозможно обучение двух других категорий пользователей сети Интернет), родителей и учащихся, поэтому программа предполагает работу по трём направлениям. Ни для кого не секрет, что для того, чтобы обучить детей, нужно чтобы правила безопасного поведения в сети Интернет усвоили взрослые (учителя и родители).
Работа с педагогическим коллективом
Обучение педагогических работников может проводиться в форме мастер-классов, семинаров, круглых столов, в рамках которых должны рассматриваться проблемы информационной безопасности личности в сети Интернет, нежелательный контент и меры борьбы с ним, виды и формы информационно-психологического воздействия и методы защиты от него, правила и нормы речевого этикета, причины возникновения девиантного поведения детей и методы работы по их профилактике и устранению.
Необходимую информацию можно найти на сайтах: «Школьный сектор. Права и дети в Интернете» (schoolsectorp.wordpress.com), «Безопасность» (sos-ru.info), «Безопасный Интернет» (saferinternet.ru).
Работа с родителями
Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергаются их дети, находящиеся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что это лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители, с ранних лет обучая ребёнка основам безопасности дома и на улице, не оттают себе отчёта в том, что он абсолютно беззащитен перед потоком информации из Интернета. Наша задача – выработать в нём критическое мышление.
С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно её устранить силами только образовательного учреждения. Формы работы с родителями разнообразны: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, информация на сайте школы, встречи со специалистами-информатиками, психологами, семинарские занятия.
Работа с учащимися
Работа в этом направлении должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (2-4 класс), среднее (5-9 класс), старшее (10-11 класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями. Формирование навыков информационной безопасности и культуры должно проводиться не только на уроках информатики, но и на других предметах (например, обществознания, права, ОБЖ и т.д.), а также и во внеурочной деятельности.
Классными руководителями может быть проведено онлайн-знакомство со следующими сайтами в кабинете информатики:
«Школьный сектор. Права и дети в Интернете» (schoolsectorp.wordpress.com). Данный детский правовой сайт состоит из двух основных частей: игровой и информационной. В игровой — ситуации, иллюстрирующие юридические проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Помощники — забавные персонажи, которые могут стать друзьями.
«Безопасность. Правила безопасности в повседневной жизни» (sos-ru.info). На сайте систематизировано и выложено много собранной из различных источников полезной и практичной информации по безопасности жизнедеятельности.
«Безопасный Интернет» (saferinternet.ru). Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета.
Одним из наиболее значимых пунктов данной программы является создание «Совета по Интернет-безопасности», в рамках которого учащиеся будут изучать и создавать проекты по данной тематике, проводить заседания, выступать с докладами, что позволит воспитать не только культуру общения в сети, но и привить нравственность, ответственность за использование и передачу информации.
Неделя безопасного Интернета проводится в целях привлечения внимания к проблеме детей и взрослых в сети Интернет. Предметная неделя как форма методической, учебной и внеклассной работы представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предлагает разнообразные формы деятельности, способствует личностному развитию учащихся. Сценариями предлагаемых внеклассных мероприятий, классных часов, бесед изобилуют учительские и школьные сайты, а также сайты педагогических сообществ.
Интернет-ресурсы:
http://bluka.web-box.ru/programma-po-obucheniju-bezopasnosti-v/
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=563232
http://www.bezpeka.com/ru/news/2008/09/05/6401.html
http://www.schoolsectorp.wordpress.com
Справка интернетзависимость профилактика
БЛИЦ-ОПРОС Я И МОЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Анализ анкеты Безопасность в Сети